Основной
целью Концепции развития дополнительного образования детей на период 2014 –
2020 годы является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное
самоопределение и самореализацию. В Концепции особо подчеркивается, что «в
условиях информационной социализации дополнительное образование детей может
стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской
идентичности подрастающего поколения…». В федеральном государственном
образовательном стандарте актуализируются задачи, направленные на развитие у
детей эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитания художественного
вкуса, овладения навыками художественно-творческой деятельности.
Занятия различными видами изобразительного
искусства в системе дополнительного образования позволяют успешно реализовывать
поставленные задачи, предоставляя широкие возможности для реализации творческих
запросов и интересов детей всех возрастов и разной подготовки, выявления
индивидуальности каждого ребёнка, формирования духовно-нравственной личности. Содействуя
развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического
восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят
вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области изобразительного
искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании,
реализовать желание что-то создавать своими руками. Художественное творчество пробуждает
у них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» художественной
направленности способствует
эстетическому воспитанию обучающихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное, обеспечивает развитие творческих способностей детей
и подростков и формирование у них устойчивого интереса к творческой
деятельности.
Программа опирается на теоретические идеи Б.М. Неменского о формировании у ребенка
эмоционально-ценностного отношения к миру путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности, Н.А.
Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой о развитии у
детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и
искусстве. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная
деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности
формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Программа
разработана с опорой на методическое пособие Н.М. Сокольниковой
«Изобразительное искусство и методика его преподавания».
Отличительной особенностью программы является
использование нетрадиционных методов и
приемов, позволяющих быстро, легко научить ребёнка рисовать с удовольствием по
принципу «от простого к сложному». Метод «Интуитивного рисования», автором
которого является американская учительница Бэтти Эдвардс, заключается в том,
что при работе над рисунком ребенок не акцентирует внимания на том, как объект
выглядит на самом деле, а рисует его в том виде, в каком он его видит в своем
воображении. Использование данного метода содействует разрушению стереотипа
неспособности к художественному творчеству, развитию у детей уверенности в
себе, формированию адекватной самооценки. Приемы использования при рисовании
нетрадиционных материалов, таких как губки, зубные щетки, мятая бумага, полиэтилен,
мыло и др. позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным,
способствуют развитию у детей воображения, снятию их эмоционального напряжения,
предоставляют возможность быстро получить
желаемый результат, которого с
помощью обычной техники рисования еще трудно достичь. Достоинством этих приемов
также является универсальность их применения, т.е. возможность использования
при изучении всех жанров изобразительного искусства.
Содержание программы разработано с учетом
развития традиций российского художественного образования, на основе внедрения
современных инновационных методов, понимания требований к результатам обучения
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Смысловая
и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного
процесса и преемственность этапов обучения.
Срок реализации
программы составляет 5 лет. Общее количество занятий в год – 72. Объем учебных
часов составляет 144 часа на 1 и 2 годах обучения (по два академических часа на
одно занятие) и 216 часов на 3 – 5 годах обучения (по три академических часа на
одно занятие).
В детское объединение принимаются все
дети, желающие заниматься по программе, специального отбора не производится. Пол
обучающихся – смешанный. Возраст обучающихся - от 7 до 16
лет: 1
год обучения – 7 – 8 лет, 2 год обучения – 9 - 10 лет, 3 год обучения – 11 – 12
лет, 4 год обучения – 13 – 14 лет, 5 год обучения – 15-16 лет. Количество детей в группах составляет: 1 год обучения – 15
человек, 2 – 4 годы обучения – 10 – 12 человек, 5 год обучения – до 8 человек.
Перевод обучающихся на следующие года обучения происходит
по результатам аттестации.
Программа включает в себя 4 раздела: графика, живопись, декоративно-прикладное
искусство, композиция. Разделы «Графика», «Живопись» предполагают изучение
программного материала по жанрам изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт,
портрет, анималистический и исторический. Уровень сложности теоретического и
практического материала, предлагаемого для изучения, увеличивается с каждым годом
обучения по программе и расширяет представления детей о видах и жанрах
изобразительного искусства, знакомит с различными техниками рисования,
декоративно-прикладного творчества.
На первом году обучения дети
знакомятся с основами цветоведения,
получают навыки смешивания различных цветов и их оттенков, построения
композиции, знакомятся с приемами и техниками работы красками.
На втором
году обучения происходит углубление полученных знаний, рассматриваются понятия
объема, светотени и перспективы, продолжается расширение палитры художественных
материалов и техник, а также отрабатываются навыки работы с эскизом.
На третьем году обучения дети учатся
изображать людей, животных, архитектурные объекты в пейзаже с передачей
пропорций конструктивных особенностей, самостоятельно составлять композицию для
натюрморта, развивают умение свободного владения кистью руки при выполнении
графических работ.
На четвертом году обучения обучающиеся
учатся писать портрет в различных техниках
с усложненным композиционным сюжетом, с передачей взаимосвязи персонажей и их
характеров.
На пятом году обучения обучающиеся учатся
разрабатывать проекты, оформлять выставки творческих работ детского объединения
и персональные выставки.
Основными
формами и видами занятий в ходе реализации программы являются: теоретические и
практические учебные занятия, занятие-викторина, мастер-классы,
занятия-путешествия, пленер, экскурсии
(посещение различных выставок и музеев), групповая и индивидуальная работа.
Практическая
ценность программы заключатся в овладении детьми знаниями и умениями в области
изобразительного искусства, которые они могут применять в повседневной жизни на
уроках в общеобразовательной школе, а также при выборе дальнейшего
образовательного маршрута и выбора профессионального пути.
В программе
встречаются специальные понятия, термины, которые требуют пояснения. С этой
целью к программе прилагается глоссарий (приложение 1).
Цель программы:
формировать творческую личность ребенка, способствовать его
духовно-нравственному развитию средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
1.
Развивать
у обучающихся интерес к изобразительному искусству, устойчивую мотивацию к
занятиям различными видами изобразительного искусства.
2.
Знакомить
обучающихся с различными видами, жанрами и средствами выразительности в
изобразительном искусстве.
3. Обучать основам
изобразительной грамотности, формировать
практические навыки работы в различных видах художественно-творческой
деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование,
декоративная работа).
4.
Развивать
у обучающихся художественно-творческие способности: художественный вкус, эстетическую
культуру, композиционные умения, пространственное мышление, фантазию,
воображение.
5. Воспитывать
у обучающихся уважение к мировой и отечественной художественной культуре,
к народным традициям через
изучение творчества мировых и отечественных художников.
6. Способствовать
реализации творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность, участие
в выставках, конкурсах различного уровня.
В
результате обучения по программе
выпускник научится:
- различать виды, жанры и средства выразительности в изобразительном искусстве, понимать их специфику;
- участвовать в художественно-творческой деятельности¸ используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать и передавать средствами художественного языка эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрическую форму предметов, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие разнообразие окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи мира и России, узнавать художников по их индивидуальному стилю рисования;
выпускник
получит возможность научиться:
- высказывать суждения о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах .
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Изобразительное искусство "Фантазия"" для обучающихся 7-17 лет. Срок реализации 5 лет. Автор-составитель Щетинкина Наталия Ивановна
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Изобразительное искусство. Креатив и творчество"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Изобразительное искусство. Креатив и творчество"
Комментариев нет:
Отправить комментарий