Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Нижневартовска «Центр детского творчества» 628609, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 9 корпус «а» ИНН/КПП: 8603006462/860301001 ОГРН: 1038601250830, Тел./факс: (3466)67-24-80, сайт http://86cdt-nv.edusite.ru, эл. почта CDT.NV@yandex.ru

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Изобразительное искусство" для обучающихся 7-16 лет

Основной целью Концепции развития дополнительного образования детей на период 2014 – 2020 годы является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию. В Концепции особо подчеркивается, что «в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения…». В федеральном государственном образовательном стандарте актуализируются задачи, направленные на развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитания художественного вкуса, овладения навыками художественно-творческой деятельности.
Занятия различными видами изобразительного искусства в системе дополнительного образования позволяют успешно реализовывать поставленные задачи, предоставляя широкие возможности для реализации творческих запросов и интересов детей всех возрастов и разной подготовки, выявления индивидуальности каждого ребёнка, формирования духовно-нравственной личности. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области изобразительного искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Художественное творчество пробуждает у них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» художественной направленности  способствует эстетическому воспитанию обучающихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование у них устойчивого интереса к творческой деятельности.
Программа опирается на теоретические идеи Б.М. Неменского о формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к миру путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности,  Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой о развитии у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Программа разработана с опорой на методическое пособие Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство и методика его преподавания».
Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных  методов и приемов, позволяющих быстро, легко  научить ребёнка рисовать с удовольствием по принципу «от простого к сложному». Метод «Интуитивного рисования», автором которого является американская учительница Бэтти Эдвардс, заключается в том, что при работе над рисунком ребенок не акцентирует внимания на том, как объект выглядит на самом деле, а рисует его в том виде, в каком он его видит в своем воображении. Использование данного метода содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию у детей уверенности в себе, формированию адекватной самооценки. Приемы использования при рисовании нетрадиционных материалов, таких как губки, зубные щетки, мятая бумага, полиэтилен, мыло и др. позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным, способствуют развитию у детей воображения, снятию их эмоционального напряжения, предоставляют возможность быстро получить  желаемый  результат, которого с помощью обычной техники рисования еще трудно достичь. Достоинством этих приемов также является универсальность их применения, т.е. возможность использования при изучении всех жанров изобразительного искусства. 
Содержание программы разработано с учетом развития традиций российского художественного образования, на основе внедрения современных инновационных методов, понимания требований к результатам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Срок реализации программы составляет 5 лет. Общее количество занятий в год – 72. Объем учебных часов составляет 144 часа на 1 и 2 годах обучения (по два академических часа на одно занятие) и 216 часов на 3 – 5 годах обучения (по три академических часа на одно занятие).
В детское объединение принимаются все дети, желающие заниматься по программе, специального отбора не производится. Пол обучающихся  –  смешанный. Возраст обучающихся - от 7 до 16 лет: 1 год обучения – 7 – 8 лет, 2 год обучения – 9 - 10 лет, 3 год обучения – 11 – 12 лет, 4 год обучения – 13 – 14 лет, 5 год обучения – 15-16 лет.  Количество детей в группах составляет: 1 год обучения – 15 человек, 2 – 4 годы обучения – 10 – 12 человек, 5 год обучения – до 8 человек.
Перевод обучающихся на следующие года обучения происходит по результатам аттестации.
Программа включает в себя 4 раздела: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, композиция. Разделы «Графика», «Живопись» предполагают изучение программного материала по жанрам изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический и исторический. Уровень сложности теоретического и практического материала, предлагаемого для изучения, увеличивается с каждым годом обучения по программе и расширяет представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства, знакомит с различными техниками рисования, декоративно-прикладного творчества.
На первом году обучения дети знакомятся с  основами цветоведения, получают навыки смешивания различных цветов и их оттенков, построения композиции, знакомятся с приемами и техниками работы красками.
На втором году обучения происходит углубление полученных знаний, рассматриваются понятия объема, светотени и перспективы, продолжается расширение палитры художественных материалов и техник, а также отрабатываются навыки работы с эскизом.
На третьем году обучения дети учатся изображать людей, животных, архитектурные объекты в пейзаже с передачей пропорций конструктивных особенностей, самостоятельно составлять композицию для натюрморта, развивают умение свободного владения кистью руки при выполнении графических работ.
На четвертом году обучения обучающиеся учатся  писать портрет в различных техниках с усложненным композиционным сюжетом, с передачей взаимосвязи персонажей и их характеров.
На пятом году обучения обучающиеся учатся разрабатывать проекты, оформлять выставки творческих работ детского объединения и персональные выставки.
Основными формами и видами занятий в ходе реализации программы являются: теоретические и практические учебные занятия, занятие-викторина, мастер-классы, занятия-путешествия,  пленер, экскурсии (посещение различных выставок и музеев), групповая и индивидуальная работа.
Практическая ценность программы заключатся в овладении детьми знаниями и умениями в области изобразительного искусства, которые они могут применять в повседневной жизни на уроках в общеобразовательной школе, а также при выборе дальнейшего образовательного маршрута и выбора профессионального пути.
В программе встречаются специальные понятия, термины, которые требуют пояснения. С этой целью к программе прилагается глоссарий (приложение 1).
Цель программы: формировать творческую личность ребенка, способствовать его духовно-нравственному развитию средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
1.        Развивать у обучающихся интерес к изобразительному искусству, устойчивую мотивацию к занятиям различными видами изобразительного искусства.
2.        Знакомить обучающихся с различными видами, жанрами и средствами выразительности в изобразительном искусстве.
3.   Обучать основам изобразительной  грамотности, формировать практические навыки работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование, декоративная работа).
4.        Развивать у обучающихся художественно-творческие способности: художественный вкус, эстетическую культуру, композиционные умения, пространственное мышление, фантазию, воображение.
5.  Воспитывать у обучающихся уважение к мировой и отечественной художественной культуре, к народным традициям через изучение творчества мировых и отечественных художников.
6.  Способствовать реализации творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность, участие в выставках, конкурсах различного уровня.

В результате обучения по программе
выпускник научится:
  • различать виды, жанры и средства выразительности в изобразительном искусстве, понимать их специфику;
  • участвовать в художественно-творческой деятельности¸ используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать и передавать средствами художественного языка эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрическую форму предметов, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие разнообразие окружающего мира и жизненных явлений;
  • называть ведущие художественные музеи мира и России, узнавать художников по их индивидуальному стилю рисования;
выпускник получит возможность научиться:
  • высказывать суждения о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах .

Комментариев нет:

Отправить комментарий